«Русгидро» осенью столкнулась с проблемой дефицита угля на своих тепловых электростанциях на Дальнем Востоке. Об этом гендиректор энергокомпании Николай Шульгинов написал вице-премьеру Аркадию Дворковичу («Ведомости» ознакомились с копией письма от 31 октября).
Дальневосточный дивизион «Русгидро» обеспечивает две трети выработки электроэнергии для Дальнего Востока. Общая мощность тепловых электростанций компании составляет 9 ГВт. В год им необходимо 16–18 млн т угля, оценивает в письме Шульгинов.
Текущая рыночная конъюнктура на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов характеризуется высоким спросом на уголь российских предприятий со стороны зарубежных потребителей, пишет Шульгинов. Более высокая доходность экспорта по сравнению с поставками электростанциям Дальнего Востока стимулирует угольные компании увеличивать поставки угля за рубеж, описывает он проблему: сложившуюся ситуацию усугубляет дефицит подвижного состава.
В результате во втором полугодии 2017 г. создалась крайне напряженная ситуация с обеспечением ТЭС топливом, отмечает топ-менеджер. На конец октября выполнение месячного графика поставки угля по отдельным направлениям составляло менее 40%, говорится в письме. В результате на складах крупнейших тепловых электростанций Дальнего Востока – Хабаровской ТЭС-3, Благовещенской ТЭЦ, Артемовской ТЭЦ – наблюдался дефицит запасов топлива, что может привести к ограничению тепло- и энергоснабжения потребителей в осенне-зимний период, предупреждает Шульгинов.
Проблема дефицита полувагонов возникает ежегодно в октябре-ноябре, говорит аналитик АКРА Максим Худалов. Это связано с увеличением зимних экспортных закупок электростанций зарубежных стран, проблемами со смерзанием угля (в октябре – ноябре не все грузоотправители используют противозамерзающую жидкость для поливки угля) и высокой напряженностью в перевозках сельхозпродукции, перечисляет он.
Шульгинов попросил Дворковича взять на особый контроль вопросы поставок угля электростанциям Дальнего Востока. «Прошу обеспечить первоочередную доставку данных грузов», – поручил Дворкович Минтрансу, Минэнерго и РЖД. Представитель Дворковича подтвердил получение письма. Нормативы запасов топлива компаниями в настоящее время выполняются, ответили «Ведомостям» представители Минэнерго и Минтранса.
РЖД принимает необходимые меры по обеспечению вывоза всего объема предъявляемого к перевозке угля, говорит представитель компании. Он отмечает, что право распоряжения грузовыми вагонами, их подачи под погрузку тех или иных грузов и определения арендных ставок принадлежит их собственникам. Представитель «Русгидро» не ответил на запрос.
«СУЭК (крупнейшая угольная компания за Уралом. – «Ведомости») решает вопрос с обеспечением завоза угля за счет мобилизации своего парка, Федеральной грузовой компании, Первой грузовой компании, «Нефтетранссервиса» и ряда других операторов, – сказал представитель СУЭК. – Сейчас невыполнение отдельного оператора можно восполнить другими. Еще месяц назад дефицит вагонов на сети не позволял этого сделать».
Уже ко второй половине декабря напряженность с поставками традиционно сходит на нет, подтверждает Худалов, а в нынешнем году эта пробка на железных дорогах была дополнена низким уровнем воды в сибирских реках. Скорее всего, масштаб проблемы преувеличен и в течение месяца она исчезнет в связи с окончанием интенсивных поставок угля электростанциям на зимний период и сельхозпродукции, ожидает эксперт.
Весной на проблемы с поставками угля жаловался «Газпром энергохолдинг». Принадлежащая компании Новочеркасская ГРЭС в Ростовской области испытывает проблемы как с поставками угля из Донецкого бассейна, так и с его качеством. Энергохолдинг даже рассматривал вариант с переводом электростанции на газ. В октябре «Газпром энергохолдинг» просил Минэнерго увеличить тариф для угольных станций, расположенных в европейской части России и на Урале. Но добиться этого пока не удалось. Компании не хватает денег на их содержание, отмечал «Газпром энергохолдинг».
|