Воскресенье, 28.04.2024, 01:15
Технический надзор отопления дома
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2018 » Май » 21 » Чем ответить человекопауку. Современное российское кино
10:14
Чем ответить человекопауку. Современное российское кино

Писал обзор по американскому кино - и в комментариях люди ругали кино российское. Что и сценарии у наших слабы, и что всякие армяне снимают (кино от братьев Андреасян, которое себе недобрую славу заслужило), и что смотреть невозможно. Из комментариев я увидел, что в целом люди себе представляют современное российское кино очень смутно. Что у людей крутятся какие-то воспоминания из 90-ых - с действительно ужасными в массе отечественными фильмами типа “чернуха и порнуха”, “менты и бандиты”. Воспоминаниями 2000-ых - когда снимали какие-то совершенно ужасные комедии. Ну и еще какой-то услышанный где-то медийный шум - что-то из обзоров BadComedian”а, что-то из увиденного плачевного “великого фильма о великой войне”, что-то воспоминаний о старом советском кино.

Поэтому попробую рассказать о кино российском современном. Из живущих в России мало кто оспаривает тот тезис, что за последние несколько лет страна стала совсем другой. Кино, как некое отражение социума, сейчас переживает ту же эволюцию. Для людей, кто кино интересуется слабо - это неочевидно. Об этом и хочу рассказать.

Отдельно хочется зацепить сериалы, и их трансформацию. В целом это в чем-то менее прозрачный жанр, поэтому тут будет больше субъективного. В кино же действует система контроля за продажей билетов - поэтому тут мы можем говорить с цифрами в руках.

Начнем с кино. Поскольку рассматриваем мы современное российское кино - то оперировать будем данными последних нескольких лет - ну и данные по питчингам приведем, то есть по будущему российскому кино. Кино будем рассматривать как часть экономики - поэтому будем говорить о том кино, которое шло или будет идти в кинотеатрах. Есть еще некое авторское кино, которое возят по фестивалям, которое некие бородатые критики хвалят взахлеб - и которое люди не смотрят. Обзор такого кино - скорее задача для психиатра, подчас.

Итак, что из себя представляет современное российское кино - которое люди смотрят? Вот что смотрели сограждане в 2017-2018 году (буду сопровождать своими комментариями). В общем - в 2017 году в РФ было продано 235 миллионов билетов (https://www.kinobusiness.com/total/2017/ ). Из них четверть - на российские фильмы. Пишут, что российских фильмов было 124 плюс фильмы от 2016, которые собрали в прокате в 2017. Но поскольку в перечень включают даже короткометражки - число явно завышено. Самыми успешными в прокате нашими фильмами были (млн долларов, https://www.kinopoisk.ru/index.php?level=6&view_best_box=1&view_best_box=3&view_year=2017 ) (тут фильмы по году выхода, а не по году основных сборов, по сборам то же “Движение вверх” это 2018 год):

  1. Движение вверх                               - 53,8 (спортивная драма времен СССР)

  2. Последний богатырь                        - 29,4 (сказка постмодерн)

  3. Притяжение                                      - 18.6 (фантастика, есть огромный критический обзор)

  4. Елки новые                                       - 16.2 (очередная серия известной франшизы)

  5. Три богатыря и принцесса Египта  - 14.4 (мультфильм)

  6. Три богатыря и морской царь         - 14.1 (мультфильм)

  7. Салют-7                                            - 13.9 (историческая драма о космосе)

  8. Легенда о Коловрате                       - 10.8 (исторический)

  9. Время первых                                  - 9.9 (историческая драма о космосе)

  10. Матильда                                         - 9.1 (исторический, резкая критика)

  11. Гоголь. Начало                                - 7.8 (фантастика)

  12. Фиксики                                            - 7.3 (мульфильм)

  13. Кухня. Последняя битва                 - 6.5 (комедия, продолжение сериала)

  14. Бабушка легкого поведения           - 6.0 (комедия, резко критиковали)

  15. Крым                                                 - 5.9 (драма, резко критиковали)

 

Фактически из первых по сборам  54 фильмов 15 - российские. Напомню, что и российская доля от сборов за прошлый год - тоже 25%. Из этого перечня довольно сильно были разруганы - “Матильда”, “Крым” и “Бабушка легкого поведения”. Также были отрицательные отзывы у “Притяжения”, а о “Елках” и “Трех богатырях” отзывались в стиле “ну сколько ж можно одно и то же снимать”. Были ли отзывы справедливы? Ну, например, после критики изменили правила предоставления государственной помощи - для новых серий- продолжений известных лент деньги больше безвозвратно давать не будут. Собственно особо и не скрывалось, что эта поправка была введена для “Елок” и “Трех богатырей”. То есть - государство к критике вполне даже прислушивалось.

Резко положительные отзывы были у “Движение вверх”. И у “Салют-7”. “Гоголь” изначально снимался как сериал, однако первую часть выпустили в прокат - и вполне успешно, в 2018 году вышла вторая часть и прошла не хуже первой, то есть своего зрителя нашла. “Притяжение”, несмотря на критику, тоже зрителя нашло и будет вторая часть. “Фиксики” имеют стабильную аудиторию, “Коловрата” и “Время первых” тоже никто не ругал особо.

Резюмируя - к категории “говнокомедий” можно смело отнести один-два проекта. К категории откровенных провалов - еще два, “Крым” и “Матильда”. Да и то, “Матильда” из-за огромного бюджета. Будь фильм снят несколько скромнее - вполне бы себя оправдал. Фильмов чернушных и “про бандитов” просто нет.  

Помимо этого в 2017 году также собрали деньги (вошли в топ-100) еще несколько российских фильмов:

“Гуляй, Вася” (комедия)

“Защитники” (разруганый всеми фильм братьев Андреасян)

“Большой” (о театре)

“Урфин Джюс и его деревянные солдаты” (мультфильм)

“Невеста” (ужас)

“Напарник” (комедия)

“Везучий случай” (комедия)

“Про любовь: только для взрослых”

“Жизнь впереди” (комедия)

“Нелюбовь” (драма)

 

В этом списке - один и очень громкий провал, пресловутые “Защитники”. Но в перечне также и много вполне успешных проектов - “Гуляй, Вася” (запланирована вторая серия). “Невеста” (ужас хорошо прошел в Латинской Америке). “Про любовь” - то, что принято называть артхаусом нашло своего зрителя. И единственная в перечне фестивальная чернуха - “Нелюбовь”, на 99 месте с 1.6 миллиона сборов.

И продолжая тему - успешные и смотримые зрителем российские фильмы этого года (на 15 мая 2018 года, млн. долларов):

 

  1. Лед                                                            - 26.4 (спортивная мелодрама)

  2. Тренер                                                      - 13.8 (спортивная мелодрама)

  3. Я худею                                                    - 11.8 (комедия)

  4. Гоголь.Вий                                                - 8 (мистика)

  5. О чем говорят мужчины. Продолжение - 7.1 (комедия)

  6. Смешарики. Дежавю                               - 4.1 (мультфильм)

  7. Собибор                                                   - 4.1 (военно-исторический)

  8. Селфи                                                      - 4.1 (триллер)

  9. Зомбоящик                                              - 3.0 (комедия)

 

В первой тридцатке - порядка трети российских фильмов. Также в этом году вышли, но в целом своего зрителя скорее не нашли - “Женщины против мужчин: крымские каникулы” (комедия от братьев Андреасян), “Довлатов” (исторический артхаус), “Танки” (исторический), “Рубеж” (фантастико-исторический), “Ну здравствуй, Оксана Соколова” (комедия), “Скиф” (исторический) - тоже пока в первых 50 фильмах, но сборы у всех этих лент достаточно скромные.

Из фильмов второго перечня “Довлатов” считается скорее успешным - никто не ожидал, что фильм соберет даже половину этих денег. А вот “Танки” и “Рубеж” однозначно провалились - и оба фильма на тему Великой Отечественной и смежную проблематику. Вместе с “Собибор” получается, что за 5 неполных месяцев фильмов о Великой Отечественной вышло три штуки - это явно много, качество таких фильмов часто не ахти - и как итог, зритель на них ходить перестает. Фильмы о Великой войне снимать надо - но не по три штуки в 5 месяцев.

А теперь давайте попробуем посмотреть на наши данные пристальней. Что сразу бросается в глаза? Что российских фильмов приемлемого качества просто мало. Вот так навскидку, сколько российских фильмов должно выходить, чтоб зритель всегда имел возможность придя в кинотеатр, пойти не на приключения очередного нарисованного супергероя в колготках, а на российскую ленту (о любви тренера и медсестры)? В году у нас 52 недели, два фильма в неделю в низкий сезон, один - в высокий (когда выходят западные блокбастеры с массированной и бешенной рекламной поддержкой), плюс какое-то количество артхаусных фильмов (они имеют свою аудиторию, 1-2 фильма в месяц вполне оправданы), плюс еще фильмы “низшей лиги” - снятые за недорого и идущие в одном кинозале из десяти, просто для количества. По самым грубым прикидкам нужно порядка 70-80 фильмов со средним бюджетом, 12-15 артхаусных лент, не менее 50 фильмов второго эшелона.

В реальности в прошлом году было три артхаусных фильма из тех, о которых говорили - “Про любовь”, “Нелюбовь”, “Аритмия”.

Фильмов с бюджетом было порядка 20-25. Фильмов с символическим бюджетом и которые что-то собрали - меньше, чем пальцев на руках.

В итоге получается парадоксальная ситуация - из каждого утюга мы слышим, что вот вышли новые “Мстители” и собрали огромные деньги. Собрали настолько большие деньги, что на следующей неделе сборы обваливаются на 70% и это считается нормальным. Вот так на минутку - это значит, что уже через 7 дней в смотреть на “великую битву добра со злом” приходит в три с лишним раза меньше людей. А огромный пласт зрителей, кому в силу возраста или мировоззрения неинтересно смотреть на летающих фриков в лосинах - эти зрители в кино просто не идут. Хотя будь у них хоть какой-то выбор - вполне бы пошли. Собственно, вот в нашем перечне фильм “Собибор” - тяжелый и драматичный фильм вышел против “мстителей” (которых якобы весь мир ждал с нетерпением). И что видим? “Собибор” вполне себе какие-то деньги собирает. Не великие деньги - но собирает. Есть категория зрителей, которая хочет смотреть фильмы иной тематики - и эта категория вполне может выводить фильмы в топ, что очень хорошо видно по “Движению вверх”.

Итак, первый вывод - наших фильмов достойного качества просто пока мало - поэтому их доля на рынке невелика. Но - доля растет, по этому году в какие-то моменты и до 40% доходила.

Второй вывод - чернухи в кино у нас очень мало, один-два фильма в год. Это наследие 90-ых осталось в 90-ых. Говнокомедий тоже немного - пара-тройка в прошлом году, в этом пока два (“Крымские каникулы” и “Зомбоящик”). Причем в этом году эти фильмы денег не собирают совсем, так что в следующем году или через год, видимо, эти фильмы совсем исчезнут.

Третий и очевидный вывод - у нас сложилась система звезд - известных артистов, регулярно работающих с крупными студиями, на чьи фильмы зрители ходят. Вот так навскидку - Александр Петров за 2 неполных года сыграл в 4 успешных фильмах - “Притяжение”, “Лед” и две серии “Гоголя”. Хабенский - “Селфи” и “Собибор”. Козловский - “Тренер”, крайне успешный “Экипаж” позапрошлого года. Бортич - однозначно вытянула на себе “Я худею”, чуть ли не самая успешная комедия за 3 года. Машков - очень успешный “Экипаж” и кассовый рекордсмен “Движение вверх”.

Нельзя не сказать и о скандалах с такими людьми. Постоянно пишут, что тот или иной артист сказал что-то политически некорректное. С одной стороны это прекрасно (что жестко критикуют людей за высказывания)- эти люди должны ценить своего зрителя и быть крайне осторожны в высказываниях. С другой стороны нужно понимать, что пока есть только эти артисты. Если этих затравить - то зритель не пойдет смотреть фильм о любви к Краснодарскому краю, и любви тренера и медсестры у Черного моря. А на экране останутся летающие фрики в колготках со щитами в цветах американского флага. И “прекрасные драмы” о гей-любви гей-музыканта в Британии (грядет байопик о Фредди Меркьюри, готовит нам Голливуд).

Еще из того, что сразу заметно - в стране вышло всего несколько качественных мультфильмов. И практически все они были успешны (был еще трешовый “Дети против волшебников”, но он по моему вообще не шел в кино). “Три богатыря”, “Урфин Джюс”, “Фиксики”, “Смешарики” - все так или иначе собирали какие-то деньги, а чаще всего - достаточно неплохие деньги. Детское кино очевидно востребовано.

Имеет место и некоторый, пусть и весьма скромный успех на зарубежных рынках. В силу откровенной предвзятости и продажности отечественных медиа, пишут об этом мало. Везде пишут, что режиссера Звягинцева выдвинули на Оскар с очередной чернухой. А вот прямо сейчас мультик “Снежная королева-3” собрал 11 миллионов долларов в Китае, и еще какие-то деньги в других странах. “Невеста” прошла на экранах Латинской Америки. Фильм “Горько” получил римейк в Мексике, и римейк прошел вполне удачно. Таких маленьких побед не так мало - но кроме как в специализированных изданиях, об этом почти не сообщают.

По жанрам также заметно, что востребованы драмы, исторические фильмы, качественные комедии. А вот сложнопостановочных экшн-картин откровенно не хватает - и это именно тот жанр, где на наших экранах царит Голливуд и где делаются самые большие деньги. Есть попытки делать такое кино, иногда не дотягивает графика (“Экипаж”), иногда - сценарий (“Притяжение”), а иногда просто шлак выходит (“Защитники”).

Ну и говоря о “Защитниках” надо говорить о полных провалах. Собственно, список крупных провалов последних лет невелик. “Защитники”. “Матильда”. “Зомбоящик”. “Скиф”. “Рубеж”. “Танки”. Пара говнокомедий. Говнокомедии отмирают сами по себе, когда в прокате будет больше качественных картин, они уйдут в ограниченный прокат. Сложнее с распиаренными и пафосными проектами. Понятно, что чем больше от проекта ожиданий, тем болезненнее провал. “Первый фильм о русских супергероях” агрессивно раскручивали. На “Матильду” потратили огромные деньги. Поэтому шум от провалов был велик. Но в принципе весь кинопроцесс построен так, что какую-то долю провалов содержит, ибо угадать зрительские предпочтения нельзя. Самые лучшие режиссеры и студии периодически снимают шлак. Просто в данном случае деньги дали уж совсем откровенно не тем людям.

Если же выйти за пределы этих нескольких шумных неудач - мы увидим растущую индустрию. Которая четко нацелена на завоевание российского рынка как минимум (завоевать отечественный рынок не так сложно - это получилось даже у кинематографистов Турции, к примеру). Мы увидим, что процент хороших фильмов у наших киноделов не ниже, чем у зарубежных. В категории взрослого кино - так заметно выше (на Западе этот жанр деградировал). В категории детского кино - сопоставим. И только в категории подросткового кино, самой кассовой, пока заметно сильное отставание. Если просто снимать теми же силами, но больше фильмов - 40 и даже 50% отечественного рынка будет занято в самом ближайшем будущем. Собственно, если сериальную продукцию посмотреть - то там по всем почти каналам, кроме очень тематических, идут отечественные сериалы. И публика их вполне смотрит.

Ну и раз мы заговорили о будущем - давайте поговорим о нем предметно. На материале питчингов в фонде кино этого года.

Небольшое отступление. Есть старенький анекдот:

 

Ученые создали суперкомпьютер и поручают ему придумать самый смешной в мире анекдот. Компьютер спрашивает, а какие анекдоты считаются самыми смешными?

Подумав, ученые выдают следующие критерии. Самыми смешными считаются анекдоты об известных людях. Анекдоты с матом. Анекдоты о евреях. Анекдоты, в которых присутствуют проститутки. Через секунду компьютер выдает самый смешной анекдот.

  • Идет по улице Пушкин. Навстречу ему Лермонтов.

  • Здоров, мать твою, Пушкин!

  • Здоров, мать твою, Лермонтов!

  • Оба - евреи. Оба с проститутками.

 

Анекдот в общем-то не смешной, и неплохо иллюстрирует шаблонность мышления. Тем более поразительно, что в современном голливудском кино люди последние годы начали снимать фильмы по примерно такому же алгоритму.

 

  • Летит человекопаук. А навстречу ему человекомуравей.

  • Йоу, браза, человекопаук!

  • Йоу, браза, человекомуравей!

  • Оба - афроамериканцы. Оба - из комиксов. Один - сильная независимая женщина, второй - представитель ЛГБТ.

 

Кто и почему решил, что секрет успеха именно в этих волшебных составляющих, неизвестно. Но глубочайшая убежденность, что работает только и именно эта формула - налицо. Именно поэтому современные голливудские ленты все сложнее смотреть - если, конечно, вы не являетесь застрявшим в 12-летнем возрасте фанатом комиксов о летающих фриках. В том числе поэтому российское кино постепенно отвоевывает себе нишу на нашем рынке. Если еще лет десять назад у них было казавшееся недосягаемым качество, а у нас “Яйца судьбы” и “Утомленные солнцем”, то сейчас идя на отечественное кино зритель в одном случае из трех получает хороший фильм о наших реалиях, а идя на голливудское в восьми случаях из десяти набор из очередных серий картонных франшиз с лошадиной дозой пафоса, сортирным юмором и набором благоглупостей.

Ну а теперь о питчингах. В этом году было два питчинга - для крупных студий, компаний-лидеров (то что в Голливуде называют мейджерами) и для всех остальных. Я смотрел оба, их транслировали. Так вот - кому из лидеров отказали.

Отказали Бекмамбетову с “Профилем” и “Потерянным и возвращенным миром”. Последний проект выглядел красиво - но видно у всех в памяти чудовищная халтура “Взломать блоггеров” под его продюсированием, и ему больше не доверяют деньги. Отказали проекту о Есенине - проект выглядел слабо. И проекту “российский код да Винчи” отказали - и то, уже есть американский код да Винчи.

А дали денег на возвратной основе “Елкам” и “Трем богатырям” - в этом случае риска практически нет. И на безвозвратной основе - двум мультфильмам “Конек-горбунок” и “Урфин Джюс 2” - мы видели, мультфильмы востребованы.

Дали денег историческим фильмам - “Момент истины”, “Дикая дивизия”, “Тобол”, “Союз спасения”, “Девятая”. Исторические фильмы востребованы - правда “Тобол” и “Союз спасения” на питчинге выглядели ну очень скучными, а “Девятая” - проект Роднянского, который очень сильно опозорился в Голливуде с “Городом грехов-2”, например.

Также дали денег Жоре Крыжовникову на комедию “Ошибка 102” и Бондарчуку на “Притяжение-2” и “Повелитель ветра”. Дали денег на катастрофу “Огонь” от студии Михалкова с Машковым в главной роли. И на еще один проект с Машковым - “Миллиард”. На фильм “Стрельцов” с Александром Петровым. И на новую версию “Мастера и Маргариты”. Как видим - распределение денег было очень логично. Деньги давали тем, кто доказал, что зрителей в кинотеатры привлечь может. То есть в части не-исторических фильмов все было очень разумно. Исторические фильмы выглядели, на мой взгляд, слабо.

И второй питчинг - компании-не-лидеры. Что поразило - почти пол-презентации заняли мультфильмы. Все же демография за последние годы стала в РФ лучше, детей намного больше - и детские фильмы все более востребованы.

Так вот - кому в итоге дали денег. Денег дали на фильмы о Великой Отечественной - “Воздух”, “Летчик” и “Счастье мое”. И на фильм о войне афганской - “Братство”. “Летчик” в концепте выглядел достойно, “Счастье мое” - странно, “Воздух” - вышли люди и сказали, что они красиво снимут воздушные бои за 2 копейки. Выглядело это очень сомнительно.

Дали денег на 7 мультфильмов (из 20 фильмов всего!). И также дали деньги на фильмы ужасов: “Рассвет”, “Пассажир” (от создателей “Лёд”) и “Яга - кошмар темного леса” (от создателей “Невеста”). Дали денег Каримову - “Гуляй, Вася-2” (очень талантливый режиссер). Дали денег на “Ампир В” - экранизацию Пелевина. Предыдущая экранизация от этой же команды, “Generation П” не была особо удачной, но тут люди вроде б работают на молодежную аудиторию, популярного рэпера привлекли, сомнительно. Дали боевику “Герой” - с Александром Петровым и Ходченковой. Дали “Вратарю Галактики” - масштабная фантастика от Сельянова. И дали фильму “Кома” - тоже фантастика, но тут продюсер Андреасян. И фильму “Жених-2” со Светлаковым.

И резюмируя - деньги на мультфильмы вполне оправданно дали. Если половина проектов выстрелит - хорошо. Скорее всего выстрелит больше. Деньги Каримову, Сельянову, создателям “Льда” и “Невесты” - это правильно. Шанс на то, что они снимут нечто толковое - высок. “Герой” привлек в каст популярнейших актеров, а “Летчик” - очень сильная концепция. “Вратарь галактики” масштабен и это попытка захода на территорию блокбастеров.

А вот другие фильмы так убедительно не выглядели. Два фильма из трех о Великой Отечественной выглядели слабо. На вопросы создатели “Воздуха” огрызались - “Вы что не хотите сохранить память о войне?”. К чему приводит такое сохранение мы видели на примере этого года - два фильма из трех провалились в силу халтуры.

О фильме “Рассвет” было непонятно примерно ничего. “Коме” не стоило бы давать денег в силу одной только фамилии Андреасян. Но тут насколько понял, фильм уже снят, и деньги давали на постпродакшн. То есть раньше давали денег, а сейчас вроде б не хочется бросать незавершенку. Хотя тут возможно лучше было бросить и не давать ни копейки. “Жених-2” со Светлаковым тоже выглядел сомнительно. Светлаков очень популярен - а вот жанр говнокомедий умирает. Хотя шанс на то, что этот фильм соберет не мал. “Ампир В” увы на сегодня выглядит спорно. Есть шанс, что “выстрелит”, есть шанс, что будет большой провал.

И в итоге - совсем сомнительными выглядит финансирование двух фильмов (и, возможно, одного-двух мультиков). Еще пара фильмов спорны - но шанс на успех есть, а ведь кино - это рискованный бизнес. Все остальные фильмы профинансированы вполне логично. Другое дело, что нужно больше отечественных фильмов. Но при нынешних темпах развития это вопрос двух-трех лет.

Вот такой обзор. И да - когда пишешь о кино, всегда находится комментатор, который скажет - “а я в кино не хожу, купил большой телевизор, качество не хуже”. Дело в том, что кино все же коллективное развлечение, а телевизор - семейное. В кино ходят с друзьями, в кино ходят парочки, ходят стайками подростки. Это - другое.

Мало кому ведь придет в голову сказать: - “а я в теннис не играю, на Нинтендо с датчиком движений дома лучше. А я на охоту не хожу - на компьютере в контру интересней бегать. А я в отпуск за рубеж не поеду - фильм на national Geographic посмотрел и не надо никуда лететь”.

 

Alexander Chernykh

Просмотров: 253 | Добавил: relatu1981 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Форма входа

Поиск

Календарь

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz